Сказ о «люксусном» «Красном Октябре»

история отечественного мотоцикла Л-300 (предпечатній, не редактированній материал)



Сказ о «люксусном» «Красном Октябре»

 

 

 

В очередной раз, откатываясь назад во времени, и исследуя происхождение шедевров советской инженерной мысли, обнаруживаю, что знаковые машины, созданные в СССР являются ни чем иным, как копией известных зарубежных мотоциклов. Так было с М-72, с Иж-350 и М1А «Москва». Такая же судьба постигла и советский Л-300, в последствии ИЖ-7…

 

 

     Наступил 1930 год. Молодая страна Советов нуждалась в массированной индустриализации. Необходимо было доказывать всему миру, что «Советы» имеют право на полноценное существование.

     Когда речь зашла о создании по истине народного мотоцикла, простого и надежного, была создана инициативная группа из ведущих инженеров-конструкторов. На мощностях объединения «Тремасс», в сотрудничестве с НАМИ, предстояло исследовать и адаптировать для эксплуатации в наших условиях немецкий мотоцикл DKW Luxus 300, по тем временам являвшийся образцом надежности и простоты конструкции.

      Первые «Л-300» (ленинградский с объемом двигателя 300см.куб.) выехали из ворот завода уже в июне 1930 года для участия в смотре отечественной и зарубежной техники. Здесь же, на московском стадионе «Динамо», были выставлены и первенцы Ижевского завода – полностью оригинальные ИЖ-1,Иж-2-родоначальники известной марки, и оснащенные зарубежными агрегатами ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5.Этот факт соседства Л-300 с продукцией Ижевских мастеров на выставке – немаловажен. Именно на ижевском заводе в последствии, в 1933году будет налажено серийное производство мотоцикла ИЖ-7 –несколько модернизированной копии Л-300.

      А пока на заводе «Промет», являющемся частью ленинградского объединения «Тремасс», под руководством Петра Владимировича Можарова , продолжалась работа над усовершенствованием конструкции экипажной части, а так же велась окончательная сборка мотоцикла из агрегатов изготовленных заводом «Красный Октябрь». Сюда же , на «Красный Октябрь», в 1933 году производство мотоцикла Л-300,кстати – первого советского серийного мотоцикла, перекочевало полностью, наградив бак мотоцикла гордой надписью «Красный Октябрь», выполненной в фирменных, ДКВ-шных цветах.

     В этом же 1933 году в Ижевске, параллельно начато производство этого мотоцикла под маркой ИЖ-7. Ижевский мотоцикл лишился лыжеподобных подножек и защитных щитков, характерных для Л-300. Именно с ИЖ-7 начато серийное производство мототехники в Ижевске, которому завод верен и по сей день. При кажущейся «одинаковости» Л-300 и ИЖ-7, в довоенном спорте предпочтение отдавалось мотоциклу Л-300, как более качественному и, соответственно, надежному, и это не смотря на бОльшую квалификацию ижевских мастеров. Быть может сказывается «кочевой» образ развития производства этого мотоцикла, где каждый из «участников процесса», как герои одного из мультфильмов, считал за необходимость внести свои усовершенствования, меняя при этом «хорошие гены». Как и в истории с М-72, при кажущейся идентичности узлов и деталей, советские мотоциклы набирали в весе, и теряли в мощностных характеристиках по сравнению с немецкими «родственниками». Хотя некоторые изменения пошли мотоциклу в прок. Так, слабое магдино Л-300 и ИЖ-7,практически не способное потянуть головной свет, уже на ИЖ-8 было дополнено генератором, расположенным перед двигателем. И это дало возможность установить на последующие модели бОльшую фару, задний габаритный огонь и звуковой сигнал. Так-же на ИЖ-8 инженеры изменили систему продувки на двухканальную. Мотоцикл украсила необычная выпускная система, и такой «элемент роскоши», как амперметр. При одинаковом рабочем объеме двигателя, удалось немного повысить мощность ( с 6,5 до 7л.с.), а соответственно и максимальную скорость ( с 70 до 90 км/ч ). Продолжением «арийской» линейки Ижевских двухтактников стал ИЖ-9 (начало выпуска –1939г), наиболее заметным отличием которого стало появление второй выхлопной трубы, следствия серьезных изменений в конструкции двигателя, и тормозных механизмов увеличенного диаметра.

       Практически одновременно с ленинградским производством, в Харькове, на объединении «Укрмето» проходила подготовка к производству аналогичной модели, получившей жизнь уже к 1 мая 1931года под маркой ХМЗ-1М. Но харьковское производство просуществовало лишь до 1932 года дав жизнь совсем не большому колличеству мотоциклов.

      Конструкционно все эти мотоциклы были интересны классической для того времени передней вилкой – параллелограмной конструкции, КПП, по Харлеевски смонтированной в отдельном картере с приводом цепью, и взаимозаменяемыми колесами с клинчерными ободами. В мотомастерских РККА себе позволяли некоторые «вольности», устанавливая в экипажную часть мотоцикла четырехтактные 200 кубовые силовык агрегаты, искуссно вваривая масляный резервуар в породистый топливный бак.

       Ленинградскому же Л-300,в 1938 году, на смену приходит новый мотоцикл. Пока экспериментальный - Л-8 получил новый, четырехтактный верхнеклапанный силовой агрегат с аллюминиевой головкой цилиндра, циркуляционной системой смазки,установленный в несколько удлиненную раму. Мотоцикл получает и ножное переключение передач КПП. Правда рычаг переключения находился справа, а не на привычном нам месте и был высоковато смонтирован, по этому особого удобства пилотирования этот аппарат водителю не предоставлял. И как следствие, на серийном образце, получившем жизнь в 1940 году, пришлось вернуться к  прежней конструкции с ручным переключением передач. Эта-же машина, но с несколько измененной экипажной частью, так-же выпускалась в Ижевске под названием ИЖ-12, но вскоре начавшаяся война прервала «победное шествие» этого оригинального мотоцикла, дав жизнь совсем небольшому колличеству экземпляров ИЖ-12.

      А что было дальше, верный читатель «МотоДрайва» уже знает – ИЖ-350 (DKW NZ-350),М-72 (BMW R71),М1А «Москва»(DKW RT-125). Вторая мировая обильно засеяла Советскую промышленность германским продуктом, облегчившим подъем с колен ослабшей махине с названием СССР, сделав неоценимый задел технологий, плодами которых мы с Вами пользуемся по сей день. Жаль, что до наших дней «доживают» еденицы из этих уникальных машин. Но радует тот факт, что повышается интерес к реставрации и коллекционированию отечественной мото техники, и эти уникальные мотоциклы в отреставрированном виде оседают на постсоветском пространстве.

     Огромная благодарность Василию Панкратову реставратору и коллекционеру из Днепропетровска, за помощь в создании статьи, и предоставленные уникальные архивные материалы.

 

 

Техническая характеристика Л-300

 

Года производства: 1930-1933 на заводе «Тремасс»,1933-1939 «Красный Октябрь»

Двигатель: двухтактный одноцилиндровый с рабочим объемом 293 см.куб.

Мощность: 6,5л.с. при 2800 об/мин

Диаметр/ход поршня : 74/68

Карбюратор: ЛКЗ-22

КПП:3-х скоростная

Привод колеса: цепь

Тормоза: барабанные с механическим приводом

Рама: штампованная,разборная

Масса:135 кг.

Максимальная скорость:70 км/ч

Колеса:26*3,25



Обновлен 22 фев 2012. Создан 18 фев 2012