«Союз» для союза.

история создания первого советского мотоцикла (предпечатный, не редактированный материал)



 

 

 

Так же, как и в истории создания первого в мире мотоцикла, пальма первенства, в истории с  отечественным самодвижущимся аппаратом о двух колесах, вряд ли может занять свое место в одних руках. Наряду с мировыми лидерами тех времен, английским «Нортоном», французским «Пежо», германским «НСУ», и конечно американским «Харлей-Девидсон», царская Россия не оставалась в стороне…

 

         Автор статьи Прокофьев В.П.         рисунок Анатолия Еремеева (DesignEr)

 

    В 1903 году в Риге предприятие «А Лейтнер» начало оснащать велосипеды «Россия», своего производства, легким движком внутреннего сгорания объемом 350 кубиков, и мощностью 1,5 л.с. Этих показателей оказалось достаточно, чтоб диковинный аппарат весом в 40 кг. развивал скорость до 40 км/ч. Это была первая ласточка которая , как известно, погоды не делает. Мотоциклостроение в царской России развития практически не получило. Была попытка наладить производство мотоциклеток на заводе «Дукс» (основной продукцией завода являлись самолеты) в Москве. Там на протяжении около шести лет выпускали легкий мотоцикл «Моторев-Дукс», но отечественной эту конструкцию вряд ли можно было назвать. По сути это была «сборная солянка» из заграничных узлов и деталей.

     Когда же Россия вдруг стала Союзом ССР, натворившие все это войны превратили страну в склад рухляди - эдакий «автомобильно-мотоциклетный интернационал».Что касается конкретно мотоциклов, то уже с сентября 1917 года в Москве, на предприятии «Мотомашина» скопилось около двух тысяч экземпляров техники с эмблемами фирм стран «интервентов». Результат работы предприятия был не высок , всего около трех десятков отремонтированных экземпляров. И это не удивительно, ведь ремонт и реставрация зачастую гораздо тяжелее создания чего то  нового. Отсутствие тех.оснастки, документации… а о взаимозаменяемости и говорить на приходилось.

   Но шло время, и оправившаяся от потрясений страна расправила плечи. Уже в феврале 1924 года на московском заводе ОСОАВИАХИМ-1 (тот самый бывший «Дукс») группа инженеров под руководством Петра Николаевича Львова разрабатывает конструкцию первого советского мотоцикла. И через три месяца после оформления конструкторской документации начинает его сборку. Единственный экземпляр машины был закончен к концу года. И что самое поразительное – из импортных комплектующих на мотоцикле присутствовалми лишь карбюратор и магнето.

     Рама «Союза», а именно так инженеры назвали свое детище, была выполнена по классическим канонам, и в плане представляла собой треугольник с усиленной нижней частью. Да и двигатель был выполнен, что называется – «на уровне!». Одноцилиндровый, четырехтактный, объемом 500 куб.см. Чугунный цилиндр с неразъемной неотделяемой головкой, был «по современному» наклонен вперед под углом 70 градусов. Система газораспределения была смешанного типа. Впускной клапан у него был расположен вверху, а выпускной внизу. Диаметр цилиндра составлял 80 мм., а ход поршня – 100мм. Такие «длинноходовые» моторы всегда отличались хорошей тяговитостью, но не слишком впечатляющей динамичностью. Нижняя головка шатуна размещалась в кривошипе коленвала – на роликовом подшипнике. Смазывались детали кривошипно-шатунной группы т.с. «на прогар» - ручным насосом из маслянного бака, размещенного под седлом.. А это означало, что в обязанности водителя входило время от времени вручную подавать порцию смазки в «горячее место» двигателя. Движок, что называется, «задал жару» своим создателям, взявшейся откуда ни возьмись вибрацией, о которой доложили руководителю проекта П.Н.Львову, поле чего были внесены изменения в уравновешивание кривошипно-шатунного механизма. Двигатель работал достаточно нормально, но амбициозным инженерам хотелось перепрыгнуть себя

     Передача от двигателя к КПП была цепная, далее следовало сухое многодисковое сцепление, а сама коробка передач была  трехступенчатая.

     Особого внимания заслуживает конструкция подвески мотоцикла. Передняя вилка нетрадиционно была оборудована двумя (!) системами подрессоривания. Обычная четвертьэллиптическая рессора воспринимала и гасила вертикальные колебания, а система пружин реагировала на смещения вилки в горизонтальной плоскости. Такая конструкция подвески рессорно-маятникового типа была не только уникальна, но и вообще впервые присутствовала в конструкции мотоцикла. Заднее колесо также  было подвешено на двух пружинах работавших в вертикальной плоскости. Подобные «отклонения» в конструкции мотоциклов  зачастую воспринимались враждебно, ведь в те времена почему-то считалось, что заднее колесо должно «глухо» крепиться к раме. Хотя спустя всего десяток-другой лет к подобному решению вернулись при создании мотоциклов М-72 и ИЖ-49.

    Барабанным тормозом было оборудовано лишь заднее колесо мотоцикла. Переднее колесо оснащать тормозами опасались «…дабы избежать опрокидывания водителя через руль».

    Расход топлива на оном аппарате тоже был выше всяких похвал – 3 литра на «сотню», при весе мотоцикла в 112кг

    По своим конструктивным особенностям мотоцикл «Союз» намного опережал свое время. Наклон цилиндра, позволил снизить высоту седла и тем самым центр тяжести мотоцикла при достаточно большом клиренсе в 200мм. Подрессоренный «задок» - тоже ощутимый плюс. Вобщем «Союз» удался! Это подтвердили и испытания, проведенные вначале главным военно-инженерным управлением РККА (рабоче-крестьянской Красной армии) весной 1925 года, и следующий экзамен «на зрелость» - «Союзу» предстояло показать себя на Втором всесоюзном испытательном авто мото пробеге, организованном МАКом (московский клуб авто-мотолюбителей)  с целью выявления претендентов для будущего серийного производства.

    Старт пробегу был дан 22 августа прямо с Красной площади, ведь членами комиссии были первые лица страны, среди которых были Троцкий, Фрунзе, Калинин, Дзержинский и конечно товарищ Сталин.

     23мотоцикла колонной проследовали по упрощенному для мотоциклов маршруту Москва-Харьков-Москва протяженностью 1476 км.В пробеге приняли участие и «буржуйские» претенденты, среди которых немецкие «БМВ», «Цундапп», американские «Гендерсон» и «Эксельсиор» и прибывшие перед самым стартом трое французов на «Жиллетах».

 Финишную черту мотоциклы пересекли на Всесоюзной выставке, и результаты пробега были весьма интересны. «Союз», несмотря на небольшие неполадки с двигателем, успешно финишировал, доказав способность молодых инженеров и рабочих юной Страны Советов создавать технику готовую конкурировать с самыми известными «иностранцами».

   Что же стало причиной того, что «Союз» так и остался опытным образцом, и в серию не пошел, однозначно сказать трудно. Быть может то, что мы в глубине души все равно с непонятными чувствами поглядываем «за бугор», или опять-же оказалось проще собирать на просторах Страны Советов уже обкатанные «буржуями» мотоциклы, какими были и Л-300, и М-72, и Иж-350. А может все же нужно было использовать запал амбициозных отечественных молодых инженеров, и тогда не известно в чьих руках было сегодня мировое мотогосподство….



Обновлен 22 фев 2012. Создан 17 фев 2012