" Сахарно-песочный" раритет

история легендарной "Сахары" - мотоцикла BMW R75 (предпечатный, не редактированный материал)



    Листая каталог германской военной техники периода второй мировой войны, не перестаю удивляться количеству и разнообразию всевозможных образцов инженерной мысли и неординарным техническим решениям.

     Как полуголодная Страна Советов смогла одолеть этот сгусток передовых технологий, над плодами которого по сей день цокают языками бывалые мастера?

    

    Военные перипетии Германии начала ХХ-го века заставляли промышленный комплекс страны постоянно приспосабливаться к меняющейся обстановке. Заводы меняли профиль работы , инженеры занимались поиском новых технических решений.

     Баварский завод авиационных двигателей  БМВ (BMW), начал осваивать новый для себя вид продукции - мотоциклы. Быть может ажурность конструкции мотоцикла, компактная компоновка, двигатель с воздушным охлаждением были близки духу авиастроителей. Но факт остается фактом - пропеллер эмблемы БМВ и по сей день украшает баки самых передовых "оппозитов" мира.

    Неординарность подхода инженеров-авиаторов дала миру такие" вечные ценности " как оппозитная компоновка двигателя Макса Фрица и телескопическая передняя вилка. И на рубеж начала Второй мировой войны БМВ выходит оставив позади многих мировых лидеров.

     Война вновь внесла коррективы. Производство мотоциклов теснили военные заказы. И, если Советские военачальники в начале войны еще делали ставку на кавалерию, то Германия отдала предпочтение железному коню. Но опыт военных действий отвергал легкие двухтактники как боевую единицу. Они нуждались в регулярном и довольно частом ТО, на что времени и средств в боевых условиях катастрофически не хватало. Многие из них "погибали" уже через две недели эксплуатации в условиях напряженных боев. Руководством Вермахта была поставлена задача на разработку по настоящему боевой машины. Этим «чудом враждебной техники» стал Цундапп КС750 . Визуально довольно грозный аппарат. Самолюбие инженеров БМВ было задето, и вслед за Цундаппом увидел свет очередной шедевр от конструктора Алекса фон Фалькенхаузена - модель БМВ Р75 (BMW- R75). Лидерство было восстановлено, и наряду с всевозможной боевой техникой было развернуто производство этой "рабочей лошадки Вермахта".

      Мотоцикл оказался просто незаменим во всевозможных мобильных операциях.  Им комплектовались различные подразделения Вермахта - пехотные и танковые корпуса, подразделения разведки, полевая жандармерия  и санитарные батальоны. Он даже летал под "брюхом" "Юнкерсов", будучи на оснащении воздушно-десантных войск.

     Участие мотоцикла в боевых действиях на территории северной Африки  на всегда закрепило за ним имя "Сахара". Местные жители,  наблюдая как мотоцикл массой 420кг. тащит на прицепе груз в 400кг, сравнивали его с трудягой скоробеем.

      Маневренный и достаточно скоростной (92 км/ч) - мотоцикл оснащался прицепным устройством , позволяющим буксировать небольшие орудия и прицепы. Но центр сцепного устройства был выше оси колеса , и из-за этого мотоцикл , с сильно загруженным прицепом  частенько "козлил" .Двигатель - оппозит  объемом 746 кубиков с удивительно "вкусным"  звуком и невероятным крутящим моментом порадовал бы звуком выхлопа бывалых "чопперистов". Демультипликатор коробки передач, увеличивающий количество ступеней КПП почти вдвое, и привод колеса коляски, с блокируемым дифференциалом, делали мотоцикл практически "вездеходом". «Сахара» буквально обвешана ящиками, со съемными кронштейнами оригинальной конструкции, и канистрами, а это значит - топливо, ЗИП и боеприпасы всегда "на борту". Пулеметная турель с несколькими степенями регулировок и быстросъемным разъемом давали стрелку возможность максимально использовать возможности пулемета MG-34 или огнемета.

    Одним из заметных отличий африканского и европейского вариантов мотоцикла был воздушный фильтр. В условиях пыльной пустыни требовался быстро обслуживаемый фильтр, типа "вытряхнул и поехал", расположенный в наименее пыльной зоне. Он и стал визитной карточкой "Сахары" с 1942 года - его многие принимали за солдатскую каску, лежащую на баке. До этого мотоцикл оснащался хорошо нам всем знакомым фильтром инерционно-масляного типа, согласитесь - в полевых условиях под градом пуль и осколков привести его в полный порядок - дело хлопотное.

     Окрашивались эти мотоциклы в два основных цвета - желто-песочный (с 1942 года) и темно серый (фельдграу). И если на исторических фотодокументах вы увидите БМВ - Р75 в камуфляже, то почти наверняка этот камуфляж состряпал сам водитель мотоцикла при помощи мела разведенного в воде, дорожной грязи или в лучшем случае водоэмульсионной краски.

      На лицо - совершенно самостоятельная боевая единица, легендарно надежная и выносливая, одинаково хорошо показавшая себя как в африканской жаре, так и на заснеженных фронтах СССР. Другое дело, что уникальность его состояла и в том, что себестоимость БМВ - Р75 была очень высокой,и превосходила стоимость "Кюбельвагена" (эдакого корыта на четырех колесах с запаской на капоте) почти вдвое. Но согласитесь, кто из нас пересел бы с этого красавца в рифленое корыто, пусть даже под маркой «Фольксваген»?

     По данным из разных источников мотоциклов БМВ Р75 было выпущено от 16510 (Полный каталог военной техники Германии Вернера Освальда) до более чем 18000 экземпляров.

     Многие из технических решений перекочевали с мотоциклов марки BMW на наши "Днепры" и "Уралы", ведь наш мотоцикл М-72 - точная копия БМВ - Р71, но не смотря на тяжесть послевоенного становления Германии, мотоциклам с пропеллером на эмблеме удалось эволюционировать гораздо динамичнее, чем продукту страны победителя.

     Хочется отдать должное тем людям, которые сохранили для нас нашу историю. Ведь до наших дней на территории Украины сохранились считанные единицы этих уникальных мотоциклов, остальные  же стали жертвой "горе самоделкиных" и просто равнодушных к технике людей. Коммерческая ценность мотоцикла проложила дорогу отреставрированным экземплярам обратно на Запад. И лишь настоящие ценители  не смогли расстаться со своими любимцами. Некоторые экземпляры техники выкапывались буквально из навозных ям, и на их реставрацию уходили годы кропотливого труда. И сегодня  частные коллекционеры все чаще удивляют нас "сахарно-песочными" раритетами.

 

 

 

Техническая характеристика:

 

габариты ( с коляской )Д/Ш/В мм______________________2400/1730/1000

                                   база мм________________________________1444

                                   колея мм_______________________________1180

                                   клиренс мм _____________________________150

глубина преодолеваимого брода мм_____________________________350

вес кг (с коляской)____________________________________________420

допустимый общий вес кг______________________________________670

полезная нагрузка кг__________________________________________250

максимальная скорость км/ч____________________________________92

расход топлива (шоссе/проселок) л/100 км_______________________7 / 9

запас хода (шоссе/проселок) км_____________________________340/270

 

Двигатель_____________________________________________BMW-R75

оппозитный , двухцилиндровый , четырехтактный, верхнеклапанный,

воздушного охлаждения

диаметр/ход поршня____________________________________78мм/78мм

рабочий объем_____________________________________________746см

мощность при 4400об/мин____________________________________26 л.с.

крутящий момент при3600 об/мин____________________________5 кгс*м

степень сжатия____________________________________________1 : 5,7

система питания_____________________два карбюратора "Гразцин"SA 24

 

Трансмиссия

КПП - механическая четырехступенчатая с демультипликатором и задней

      передачей

      переключение ножное и ручное

      передаточные числа:       шоссе          пересеченная местность

                     1передача         3,22                         4,46

                     2передача         1,83                         2,54

                     3передача         1,21                         1,67

                     4передача          0,9

           задняя передача         2.41                          3,3

карданный привод на заднее колесо и колесо коляски с блокируемым

дифференциалом между ведущими колесами

передаточное число заднего моста - 5,69 (6,05)

 

ходовая часть

передняя подвеска___________________________телескопическая вилка

задняя подвеска_______________________________________отсутствует

"люлька" бокового прицепа_____________четвертьэллиптическая рессора

тормоза:

     передний - барабанный с приводом - тросом

     заднее колесо и колесо коляски - барабанный с гидравлическим приводом

 

 

Огромная благодарность Василию Панкратову, частному коллекционеру из Днепропетровска, любезно предоставившему для фото сессии мотоциклы BMW-R75 из своей коллекции, и поведавшему, одному ему известные секреты мотоцикла.



Обновлен 22 фев 2012. Создан 17 фев 2012