Искусственное зачатие

история BMW R71, и создания отечественного М-72 (предпечатный, не редактированный материал)



Искусственное зачатие

 

   Как и во все времена, гонка вооружений подстегивала промышленность на неординарные решения. Германия конца тридцатых годов по части технологий шагала впереди планеты всей. И как ни странно, уже в разгар Второй Мировой, советским инженерам удалось, совершенно легально ознакомиться с лучшими экземплярами техники Вермахта. Они попробовали « на зубок» и бронетехнику, и самолеты, и дорогие нашему сердцу двухколесные аппараты. Глубочайший им поклон, ведь именно тогда и началась история Советского оппозита…

 

     Отшлифованная до совершенства конструкция мотоцикла BMW-R71 без сомнения привлекла внимание Советских инженеров, хотя пиком творения мастеров BMW назвать его вряд ли можно. Более желанным приобретением мне бы виделся BMW R66 из той-же линейки, с более совершенным, хоть и менее кубатурным , и более мощным (30 л.с.)сердцем. Но видимо при внешнем сходстве мотоциклов, двигатель R-71 все же был дешевле в изготовлении,  проще конструктивно и был более тихоходным, но тяговитым (это важно при эксплуатации мотоцикла с коляской), это и повлияло на окончательный выбор. Оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести мотоцикла, и вместе с тем обладающий весьма приличной мощностью в 22 лошади. Дуплексная трубчатая рама, с использованием труб переменного сечения обрела прекрасные характеристики, в сревнении со штампованной из листа, как на мотоциклах предыдущих моделей BMW. Совершенная передняя вилка с гидравлическими аммортизаторами. Карданный привод заднего колеса снабженного свечной подвеской, уменьшающей неподрессоренные массы, и еще целый ворох приятных вещиц заставили положить глаз на эту модель BMW.

      На територию СССР была завезена техническая документация и несколько экземпляров мотоцикла BMW-R71 , один из которых был разобран для детального исследования. Конструкция оказалась полной совершенства, и инженеры, вновь созданного на базе московского завода «Искра» конструкторского бюро по тяжелым мотоциклам , возглавляемого Сердюковым Н.П.(получивший неоценимый опыт и знания непосредственно на заводе BMW), решили не вносить особых изменений в мотоцикл.

      Что подверглось «русификации», так это электрооборудование и топливный бак, который потолстел с 14 до 22 литров, ведь в Красной армии мотоцикл обязательно комплектовался боковым прицепом – коляской, а это увеличивало расход топлива. Интересный факт – в сравнении с BMW, советский аналог получился на 33 кг тяжелей (220 против 187кг.). Что, кроме бака , других ободьев колес и спиц повлияло на эту величину? Вероятно не зачищенные сварные швы и некачественное литье с нелицеприятной облудой. Так или иначе, первый Советский BMW решено было назвать М-72. «М» – это скорее всего обозначение транспортного средства – мотоцикл, а 72 – следующая за 71 цифра, ведь BMW то - R71.

        От промышленников требовалось - в максимально короткие сроки освоить производство мотоцикла. По этому решено было создать некую кооперацию, где сразу несколько предприятий участвовали в процессе изготовления М-72.

Первым стал Московский велозавод, с началом выпуска М-72 получивший название Московский мотоциклетный завод (ММЗ). Мощностей завода не хватало для всего цикла производства, по этому изготовлением двигателя занимался небезизвестный ЗиС, коробкой передач - завод имени Коммунистического интернационала молодежи – КИМ , сегодня известный как АЗЛК. Весь процесс налаживания производства с нуля, занял всего один год. Даже для сегодняшнего дня этот показатель достоин восхищения.

      С января 1941 года на ММЗ началось производство М-72. Интересный факт, но аналогичное производство было развернуто и в Ленинграде, при участии завода «Промет», а с августа 1941года - в Харькове на заводе «Серп и молот» в кооперации по двигателю с Киевским заводом (бывшим заводом медицинских инструментов). Готовилась великая мотоциклизация всей страны. И то, что географически несколько производств были практически равноудалены от границы СССР с буржуйским Западом, говорило о том, что страна активно готовилась к войне, инициативу в которой явно оставляла за собой.

       С самого начала производства мотоциклов М-72 ,еще до начала Великой Отечественной, их различными модификациями комплектовались отдельные мотоциклетные полки Красной Армии.

       Нападение Германских войск на СССР вызвало массовую эвакуацию предприятий в глубь страны. Новыми мотостолицами Советского Союза стали города - Горький и Ирбит. Великомученик М-72 собирался буквально под открытым небом. Горьковский завод «Красная Этна» в июле 1941 года принял эвакуированные Ленинградский (ЛМЗ), а в октябре – Харьковский (ХМЗ) мотозаводы. Ирбит принял московское производство ММЗ в декабре сорок первого года, а уже 25 февраля 1942 года первая партия мотоциклов отправилась на фронт. Во время войны Ирбитские инженеры даже позволили себе модернизировать отдельные узлы – самое значимое из которых – появление двухдискового сцепления, изменение конструкции крепления колеса коляски ( ранее оно было консольным, но в отличие от BMW,именно на наших М-72 – постоянно летела ось колеса)Так же велись  работы над приводом колеса коляски (опытный М-73).

       Выбор Советских инженеров был «попаданием в десятку». Не смотря на приложенные к мотоциклу «славянские» руки, он оставался BMW до мозга костей. Распознать в М-72 ,первых выпусков, отличия от BMW R-71 сможет только специалист. Разве что «пузатый» бак выдаст тайну происхождения, да клеймо на картере двигателя. Все, от карбюраторов до крыльев – как у близнецов. Хотя сварные швы рамы все же наложили Советский отпечаток, и как следствие – появление косынок-усилителей на М-72 поздних выпусков.

      Советский оппозит хорошо зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной войны. По этому и после войны производство М-72 продолжалось на двух заводах – на уже известном нам ИМЗ, и на переехавшем в Киев в 1949году, с ликвидированного Горьковского мотоциклетного завода, производстве – ныне легендарном КМЗ. Правда Киев не был сразу готов к полноценному производству новой для себя продукции, и начинал с двигателей и КПП, а экипажную часть поставляли из Ирбита. По мере расширения производства КМЗ постепенно отказался от помощи Ирбитского мотоциклетного, а в середине пятидесятых решился на кардинальные перемены. Коляска получила торсионную подвеску колеса, подвешенного консольно, все колеса получили литые аллюминиевые ступицы, а передняя вилка приобрела рычажную конструкцию. Мотоцикл прибавил к своему названию букву «М» - модернизированный. Появилось несколько модификаций мотоцикла, но был необходим более радикальный шаг. Ограничиваться мелкой доводкой конструкции, в годы Социалистических соревнований было не разумно. И к производству была подготовлена модель с новой - маятниковой подвеской заднего, и переднего колеса – мотоцикл К 750, оснащенный двигателем в 26 л.с., унаследовавший добрую славу своего достойного предка.

      Мотоцикл М72, или как его называли «эмка», с легкой руки руководства СССР выпускался и в Китае под маркой Chang Jiang M72, и отличался от нашего - светотехникой, наличием бардачка слева сзади, передним крылом и дефлекторами защиты ног водителя, украшенными выдавленными иероглифами.

        Сколько было выпущено экземпляров мотоцикла М72 - однозначно сказать тяжело, даже данные о производстве периода Великой Отечественной войны в разных источниках – разные, от 7000 до 10000 штук. В архиве Василия Панкратова мы перерыли не мало редких изданий, но  количество выпущенных М-72 сильно колеблется из-за разрыва в производстве, и нескольких производителей этого мотоцикла. Реставрационная мастерская Панкратова, обладающего огромной библиотекой архивных материалов, вернула к жизни не мало уникальных образцов мото техники, воссоздавая все с первозданной точностью. И теперь мы имеем возможность прикоснуться к истории мотоцикла, открывая для себя  новые факты создания этих машин.

        Благодаря возросшему интересу к старым моделям мотоциклов - некоторые из них по сей день можно встретить на дорогах, как в оригинальном состоянии, так и в образе Easy Rider - одинаково любимых своими хозяевами.

 

 

Отдельная благодарность Василию Панкратову – коллекционеру и реставратору старинной авто-мото техники, любезно предоставившему технику для фотосессии, и материалы из личного архива для создания этой статьи.

 

 

Техническая характеристика                      R71                               M72

 

Года производства                                      1938-41                         1941-__

 

Двигатель                                                  бензиновый, четырехтактный,                            

                                                                     двухцилиндровый, оппозитный

объем цилиндров  см.куб                              746                                 746

 

степень сжатия                                             1:5,5                               1:5,5

 

мощность  л.с.                                                  22                                   22

 

карбюраторы                                       Graetzin G24                         К-37

 

расход топлива  л/100км                              4,5                                    7

 

объем бака  л.                                                  14                                   22

 

тормоза                                                 барабанные, с механическим приводом

                                                                              трос - перед / тяга - зад

колесная база  мм                                          1400                            1400

 

колеса                                                             3,50 /19                       3,50/19

 

масса  кг                                                            187                              220

 

скорость без коляски  км/ч                         120-125                         105

 

скорость с коляской  км/ч                          100-105                           85



Обновлен 22 фев 2012. Создан 17 фев 2012