Прорыв технологий

история мотоциклов BMW (предпечатный, не редактированный материал)



Прорыв технологий

 

      Подготавливая материал о предке наших оппозитов  мотоцикле BMW R-71 – столкнулся с обилием предвоенных моделей Баварских мотостроителей, оригинальностью технических решений в их конструкции, многие из которых появились на наших мотоциклах только в середине ХХ века…

 

 

     Гитлеровская Германия в предвоенные годы имела серьезное преимущество перед ведущими мотодержавами. Мотоцикл был наиболее доступным транспортным средством для среднего гражданина этой страны. К тому же государством весьма поощрялось участие предприятий в спортивных соревнованиях работающих на имидж  Великой Германии. Единичные экземпляры спортивной техники – позволяли опробовать технические новинки в экстремальных условиях, отбирая лучшее, и даря жизнь совершенству.

       Кажущиеся совершенными, штампованные рамы мотоциклов BMW 20-30 х годов, потеряли свою актуальность с появлением дуплексных трубчатых рам. Единственным плюсом штамповки оставалась низкая себестоимость.  Сегодня на многих хроникальных снимках военных лет - доминируют именно они, модели со штампованными рамами. Но это издержки военного времени, и вряд ли этот опыт можно назвать положительным.

      Итак, в 1936году появился мотоцикл BMW R5, а годом позже, в 1937 – модель R6. Оба мотоцикла беглым взглядом отличить  трудно.  Их отличием был силовой агрегат. Движок R5 очень напоминает современный Ураловский. Та же верхнеклапанная схема, только с двумя распредвалами, аккуратные клапанные крышки. Двигатель же R6 похож на “Касиковский”нижнеклапанник – с мощными чугунными цилиндрами и характерными ребристыми головками. Мотоциклы обладали прекрасной, по тем временам, передней вилкой с регулируемой жесткостью, но отсутствие задней подвески привело к появлению уже в 1938 году нового модельного ряда – BMW R51,R61,R66 и R71.

     По сути это были те же мотоциклы, но уже оборудованные задней свечной подвеской. Спортивная модификация одного из них –компрессорная «пятисоткубовка» (498 см. куб.) гонщика Георга Мэйера “Kompressor Type 255” 1939года была способна развить скорость в 210 км. в час, мощность двигателя этого мотоцикла  была равна 55л.с. Единственное, что сдерживало возможности этих мотоциклов – торчащие в стороны цилиндры, ограничивающие маневренность на больших скоростях. По этому основными достижениями оппозитов от BMW стали рекорды скорости на прямой, и состязания «колясочников». У гражданских версий показатели были поскромней( R51-24л.с.,R61-18л.с.R66-30л.с.R71-22л.с.), но это не умоляло их достоинства перед конкурентами.. Странное же соотношение мощности, обуславливалось более совершенной конструкцией двигателей R51 и R66, в сравнении с более примитивными R61 и R71. В целом же вся линейка этих мотоциклов грациозна, и лишена всего лишнего. Достаточно поставить рядом Харлеевскую ВЛАшку,и преимущество BMW станет очевидным - законченность линий, минимум конструктива, максимум результата (вспомните постоянную лужу масла под Харлеем). Одна только передняя вилка дает немцам отрыв на двадцать лет вперед. Этот результат, возможно стал следствием постоянной конкуренции BMW с Zundapp. Два монстра шли параллельно буквально «ноздря в ноздрю», по очереди  вырывая пальму первенства друг у друга, выдавая на гора очередные мотошедевры.

      Военная политика Германии корректировала амбициозные планы  руководства BMW и производство этих красавцев в 1941 году было свернуто в пользу более дешевого R12 – наиболее распространенного мотоцикла Второй Мировой войны, впускавшегося до 1942 года, и выпускавшейся до 1944 года BMW R75 – знаменитой «Сахары» - легенды германской мото техники. Достоинством первой была простота изготовления, и как следствие низкая себестоимость. Достоинством второй – невероятное совершенство конструкции, хоть и в ущерб цене.

      Но хорошее не забывается. Уже в 1950 году производство модернизированной модификации  R51 – BMW R51/2 было возобновлено. Началась эра настоящего европейского мото турера, во многом предопределившая концепцию мото движения в Западной Европе, а позже и на территории СССР.

      В 1951 началось производство BMW R67 – 594 кубовая модификация . На R51 же основным изменениям  подвергся двигатель. Были установлены другие карбюраторы Bing 22 мм.(против Graetzin 24мм.), система зажигания Noris Magnet ,цилиндры двигателя стали походить на «Сахаровские».

     В 1951 году появился BMW R51/3 , движок которого стал еще более «облизанным», изменилась конструкция воздушного фильтра. Передняя вилка получила «модерновые» резиновые гофры. Модель же 1955 года, на конец обрела хорошо нам известную маятниковую заднюю подвеску, где карданный вал проходил сквозь одно из перьев маятника. Передняя подвеска так же получила маятниковый рычаг (такой встречается на отдельных модификациях нашего «Днепра»), хотя через некоторое время телескопическая передняя вилка все же вернулась на свое законное место.

    Изучая архивные фотографии, трудно не заметить, что Советский мотопром шел буквально рука об руку с Германией, по лестнице развития тяжелых мотоциклов. На архивных фотографиях экспериментальные образцы Киевского мотозавода – как близнецы братья похожи на своих немецких родственников. Кстати наш мотоцикл М52 пошел по стопам М72, став почти точной копией немецкого BMW R51 послевоенных выпусков. Разница была в системе ГРМ. У немца два распредвала, у нашего – один. Где же мы оступились, когда же все пошло на перекосяк? Видимо одних лозунгов «Вперед к светлому будущему!», брату Славянину мало. И не смотря на, казалось полный крах нашего мотопрома, нынешние байкеры эксСССР вкладывают душу именно в оппозиты, обязанные своим рождением прославленной марке – BMW.

 

 

Отдельное спасибо Василию Панкратову , предоставившему уникальные архивные материалы для создания этой статьи.

 

Технические данные        R51(R51SS)         R66                 R61                  R71

 

Года выпуска                       1938-40           1938-41           1938-41           1938-41

 

Произведено штук                3 775               1 669                3 747               3 458

 

Тип двигателя                Оппозитный двух цилиндровый, четырехтактный

 

Расположение клапанов    верхнее          верхнее          нижнее            нижнее

 

Объем цилиндров                    494                  597                 600                    746

 

Степень сжатия                  1:6,7(1:8)            1:6,8                1:5,7                   1:5,5

 

Мощность двигателя          24(28)                   30                    18                       22

 

Карбюратор                      Amal 5/423 Amal 6/420S Amal M75/426S GraetzinG24

                                            (Amal6/432S)

Расход топлива                   4л/100км    4,5л/100км    3,5-4л/100км     4,5л/100км

 

Объем бака                                14                   14                    14                      14

 

Скорость без коляски        135-140            140-145          110-115            120-125

 

Скорость с коляской         105-110             110-115          95-100              100-105

 

Масса                                      182кг                 187кг            184кг                 187кг

 

Тормоза                                      Барабанные с механическим приводом

 

Колеса                                                                      3,5*19

 

 

 

 

 



Обновлен 22 фев 2012. Создан 17 фев 2012