Немецкая душа «Макаки» из Милуоки

история DKW RT125 и ее клонов (предпечатный, не редактированный материал)



       Чем больше я копаюсь в истории советского мотопрома, тем больше восторгаюсь умами германских инженеров. Миграция технологий и оригинальных инженерных решений оказалась сильнее любых границ, перекинувшись даже на другие материки. Оказывается история создания нашей «макаки» даст форы любой «мыльной опере». Тут тебе и родовое древо с благородными - арийскими корнями, и богатые родственники в Америке и Англии, и судьба быть трудягой – «гадким утенком» у себя на Родине. Но обо всем по порядку.

 

 

       Немецкая фирма DKW, надеюсь уже знакомая нашим постоянным читателям, была несомненным лидером на мотоциклетном рынке довоенной Германии. Пожалуй со всей уверенностью ее можно назвать и мировым флагманом мотопрома той эпохи. Окончательно пальма первенства оказалась в руках DKW после целой череды спортивных успехов повергших в глубокие раздумья представителей других мотоциклетных брэндов.

        Буквально напичканные передовыми решениями, малокубатурные двухтактные машинки приобрели репутацию непобедимых на довоенных спортивных аренах. Основные успехи были достигнуты в классе мотоциклов с объемом двигателя 250 см.куб. Одним из достижений DKW стал рекорд скорости среди мотоциклов с объемом двигателя 175 см. куб. установленный в 1938году гонщиком Клуге. Был зафиксирован результат в164 км/ч. Довоенное спортивное направление фирмы возглавлял известный немецкий инженер Арнольд Цоллер (Arnold Zoller) которому принадлежали самые смелые решения конструирования двигателей. Его творения способны были с рабочего объема в 250 кубиков выдать “на гора” 40 л.с.

        Рядовой  житель Германии тоже не был обделен. Даже владелец самого худого кошелька имел возможность передвигаться на «четырехкольцевом коне». И хоть сердце этого конька было всего 125 куб.см., гордость от обладания аппаратом под маркой DKW – трудно было скрыть. И это не мудрено.

        Пришло время рассказать о еще одном легендарном мотоцикле – DKW RT-125- самом доступном из ДКВушек ставшем последней предвоенной новинкой. Получивший жизнь в 1940 году, практически во всем он  походил на своего «старшего брата» DKW NZ-350. И передняя вилка – параллелограмной конструкции с фрикционным аммортизатором, и силовой агрегат, и рама – все очень похоже. Но как и положено”младшенькому”, все его части были изящно миниатюрны, придавая мотоциклу некую “игрушечность”. Достались мотоциклу и авангардные конструктивы. Так переключение скоростей на нем было ножным, для довоенного времени – весьма прогрессивное решение.

       Как и в истории с DKW NZ-350, по окончании Великой Отечественной войны оборудование для производства «стодвадцатьпятки» по репарации было вывезено в СССР. И с 1946 года в Москве было налажено производство мотоцикла М1А «Москва» - полного советского аналога германского шедевра. Первые экземпляры этого мотоцикла собирались из немецких комплектующих. И, уже несколько позже, после появления отечественных поставщиков – мотоцикл стал нашим «на все сто». Он быстро завоевал сердца жителей «Страны Советов». Машинка неоднократно появлялась на киноэкранах , оседланная главными героями кинолент. К 800 летию города Москвы, в 1947 году, одноименный мотоцикл был выпущен в особом – юбилейном исполнении. «Богатые» – хромированные обода колес, и глубокий вишневый цвет – радовали глаз прохожих на фоне серой обыденности послевоенной страны. Параллельно с производством в Москве, этот мотоцикл , под маркой К-125 выпускался и в г. Коврове на небезызвестном ЗиДе.

       По завершении производства М1А в Москве,  производство этой красотки было развернуто  в Минске – столице Белоруссии. Основанный в 1951 году минский мотовелозавод  положил начало истории легендарной «Макаки».Именно на ММВЗ в 1953 году мотоцикл получил гидравлическую переднюю вилку и свечную подвеску заднего колеса. Сейчас, подтрунивая над владельцами «Макак», и крича им вслед «…о какой «Харлей» у тебя» или «…смотри не загони свою «Ямаху»…», и те и другие будут правы.

        Да! Именно! И Харлей, и Ямаха – все верно! Я сам был в ступоре, когда узнал, что первым мотоциклом выпущенным японской фирмой Yamaha была та самая «Макака» от DKW. Модель Yamaha YA-1была несколько модифицированной копией все того-же немецкого мотоцикла DKW RT-125. Отличительной чертой Ямахи была телескопическая передняя вилка, и четырехступенчатая коробка передач. Именно «Красной стрекозе» (такое красивое прозвище мотоцикл обрел в стране восходящего солнца) Yamaha обязана своими первыми спортивными победами. И дажеHonda не побрезговала откусить DKWшного пирога. Но японский мотопром пошел вперед гораздо большими шагами , чем наш - «совдеповский», и уже через год, в 1956 году на смену YA-1 вышла модельYA-2.

      И уж совсем я был сражен родством нашей «Макаки» с мировым брэндом – Harley Davidson. И тут я ничего не напутал! Действительно, во времена кризиса «Американской Легенды», с конвейера в Милуоки сходили все те-же DKW-эшки со странным именем Harley Davidson Hammer .Странно наверное звучит - такая крошка, и вдруг Хаммер. То, что это Харлей можно было определить лишь взглянув на характерный –“Харлеевский”сигнал на правом боку мотоцикла. В остальном-же это опять DKW. Вот где настоящая легенда, покорившая весь мир! Именно весь! Ведь даже “праворульная” Англия - тоже выпустила эту “супер звезду”, с зеркально отображенным двигателем, под маркой BSA Bantam.

      В послевоенной Германии же продолжался бум малокубатурных спортивных мотоциклов. Все новые и новые рекорды устанавливались на этих сгустках инженерной мысли. Заводские гонщики DKW  вкидывали в копилку спортивных достижений – одну победу, за другой. Гражданская же DKW RT125 -  модифицировалась. Производство этой «стодвадцатьпятки» уже с гидравлическим телескопом – впереди, и свечной подвеской – сзади, с 1949 года продолжалось и на преемнике завода DKW- комбинате IFA .

       В СССР - тоже не спали, и использовали «трофейную» технику для достижения высот в спорте. «Москва» тоже была достойной спортсменкой . Так же силовой агрегат этого мотоцикла, ввиду своей надежности, нашел применение на инвалидных мотоколясках и мотодрезинах.

       И опять скудность на информационном поле дает знать. У мотоцикла такая бурная жизнь, а поисковики интернета выдают лишь немецкие ссылки, да японские иероглифы. Все же, что касается мотоциклов произведенных на территории бывшего СССР – купля-продажа изуродованных временем остатков былой славы. Заводские сайты ММВЗ и ЗиДа - снова за двумя словами исторических справок прячут интереснейшую историю знаменитого мотоцикла. Быть может нам стыдно, что все достойное, нашедшее жизнь на нашей земле - на самом деле «чудо враждебной техники». Или мы все же что-то можем сами? А может не стоит стыдиться, ведь вряд ли инженеры Yamaha кусают сейчас локти. И опыт Harley Davidson – наверняка дал положительный результат. Видимо нужно лишь плодотворно работать и своей головой тоже. А наш мотопром все еще сидит на задней парте и пытается списать у отличника, сидящего на первой…

 

Мнение Василия Панкратова, реставратора из Днепропетровска:

                «…малое количество отреставрированных мотоциклов М1А и К-125 обусловлено отчасти большой стоимостью реставрации. Ведь пескоструить, грунтовать, шпаклевать и красить необходимо одинаково качественно и «Макаку» и Харлей. На М1А хрома, к примеру, конечно меньше, но зато на Харлей, иной раз зап.часть бывает найти – легче (очень выручают «новоделы»). В итоге стоимость реставрации «макаки» и какой нибудь NSUшки - оказывается приблизительно одинаковой, и предпочтение отдается именно NSU. В общем, за реставрацию «макак» берутся или коллекционеры собирающие всю линейку советских мотоциклов, или люди несущие в памяти какие то особые чувства или воспоминания об этом уникальном мотоцикле. В любом случае именно им мы благодарны за дошедшие до нас экземпляры подобной техники…»

 

 

 Отдельная благодарность Василию Панкратову предоставившему уникальные архивные материалы, за помошь в подготовке материала

 

 

 

                                    DKW RT-125                  М1А «Москва» /К-125             YamahaYA-1

Выпущено                   33000шт                                                             10000шт                                                        

Двигатель                                     двухтактный одноцилиндровый

объем                          123,7куб.см.                123,7куб.см                  123,7куб.см

мощность                   4,75л.с.при4800об      4,75 при4800об        5,6л.с.при5500об

Диам./ход поршня     52/58мм                      52/58мм                         52/58мм                  

Компрессия                    6:1                                6:1                                 6:1                                            

Карбюратор            Amal E68/18                     К-30                                              

                                  BingAJ 1/16N            

                                   Graztzin K16/A

Длина                         1960мм                         1938 /1950мм                  1980мм          

Ширина                       660мм                           650 /675мм                      660мм        

Высота сидения         680мм                             700мм                               

колесная база            1230мм                      1220 / 1215мм                 1290мм                

кол-во ступенейКПП  3                                        3                                   4  

передняя вилка     параллелограм           параллелограм            телескопическая

вес                                  68кг                                  76кг                            95кг      

макс.скорость             73км/ч                              70км/ч                         80км/ч             

колеса                           2.50-19                            2,75-19                        2,75-19                            

расход топлива         2.3л/100км                     2,45л/100км



Обновлен 22 фев 2012. Создан 17 фев 2012